Тема урока: «Город
как транспортная система. Опасные ситуации
на дорогах и тротуарах»
Цель урока: познакомить учащихся с правилами уличного движения и поведении пешеходов, об опасностях связанных с различными видами транспорта.
Образовательные задачи: -
сформировать первичные
представления о порядке движения
транспортных средств; дать представление о
том, как важно пешеходу и пассажиру в городе,
населенном пункте знать правила дорожного
движения; формировать стремления к
внимательному осмотру проезжей части не
только перед началом, но и во время перехода
дороги.
Развивающие задачи: -
развивать и формировать у обучающихся
умения и навыки, представления о соблюдении
закона «О безопасности движения».
-
развивать навыки самообразования, интереса
к знаниям о правилах дорожного движения;
-
формировать умения правильно вести себя на
улицах города и населенного пункта.
Воспитательные задачи: -
стимулировать положительное
личностное воспитание учащихся;
-
формировать естественное мировоззрение и
понимание необходимости знать правила
поведения на дороге;
-
создание благоприятной образовательной
среды по сохранению здоровья учащихся и
формирование у них ценности здоровья,
здорового образа жизни.
Личностная значимость изучаемого для
учащегося:
на первый взгляд, ничего страшного на
городской улице произойти не может, но наш
современник все меньше ходит пешком,
отдавая предпочтение автомобилю или
другому транспорту, а
поскольку с каждым годом, а может, и с
каждым днем транспорта на наших улицах
становится все больше и больше, то и угроза
жизни все возрастает.
Форма организации учебной деятельности:
коллективно-индивидуальная.
Тип урока:
комбинированный урок.
Активные методы обучения:
эвристическая беседа,
проблемный рассказ.
Оформление,
оборудование и инвентарь: на доске написана
тема урока, перед учащимися плакаты «Дорожные
знаки»; набор карточек желтого, красного и
зеленого цвета; мультимедийный
проектор для показа слайдов «Поведение на
улице».
1. Мотивационно-ориентированный этап (4 –
5 мин) –
приветствие, позитивная установка на урок,
сообщение темы и цели урока.
2. Содержательно-деятельностный этап –
изучение нового материала (15 – 20 мин).
Физкультпауза (2 – 3 мин).
Первичное
осмысление, систематизация и закрепление
полученных новых знаний (7 – 10 мин).
Физкультпауза (2 – 3 мин).
3. Оценочно-результативный этап (5 – 10 мин)
–
подведение итогов урока, объяснение
домашнего задания.
Ход урока
Этапы
урока |
Деятельность
учителя |
Деятельность
учащихся |
1.Мотивационно-ориентационный |
- Приветствие. Сообщение темы и
задач урока; -даются основные
рекомендации работы с учебником,
ведением рабочих тетрадей; - учитель обращает
внимание на оформление кабинета, что
способствует вызвать позитивное,
эмоциональное восприятие, интерес и
мотивировать учащихся к совместной,
активной учебной деятельности. |
Активно слушают
учителя и делают необходимые записи в
тетрадь. |
2. Содержательно-деятельностный
– изучение нового материала (приложение) -первичное
осмысление, систематизация и
закрепление полученных знаний (приложение) - закрепление
изученного материала |
- эвристическая
беседа о правилах дорожного движения; - беседа с классом о
дорожных знаках; - Физкультпауза. - проблемный рассказ
учителя о ситуациях на дорогах;
показ слайдов «Поведение на улице» |
Отвечают на вопросы
учителя, делятся своими познаниями. Приводят примеры. Обсуждение
просмотренных слайдов. |
- организация работы
по картинкам-заданиям - Физкультпауза. - Обобщение ответов
учащихся и коррекция их ответов.
Фронтальная беседа, в ходе которой
формируются выводы по теме урока. |
Рассматривают
картинки и отвечают на вопрос Для мобилизации
внимания Отвечают на вопросы
и кроссворда и записывают выводы в
тетрадь. |
|
3.Оценочно-результативный - подведение итогов
урока - домашние задание |
Организует анализ
урока |
Ученики высказывают
свои суждения, анализируют работу
класса, делятся личными впечатлениями и
оценивают урок. |
Предлагает домашнее
задание обязательного уровня. |
Записывают домашнее
задание (параграф из учебника и вопросы
после него). |
1.
Изучение нового материала.
А. Вопросы к эвристической беседе:
-
Какие опасности для человека таит дорога?
-
Какие опасности нас подстерегают во время
прогулки по городу?
-
Какие опасности нас подстерегают при
переходе проезжей части?
Б. Вопросы к беседе с учащимися:
-
Почему случаются аварии?
-
Основная причина несчастных случаев?
Физкультпауза.
Гимнастика
для глаз под диктовку учителя.
(учащиеся
поднимают глаза вверх, затем опускают вниз,
смотрят вправо влево, делают круговые
движения, импровизируя восьмерку).
В. Рассказ учителя.
Как писал наш великий поэт А.С. Пушкин, он много путешествовал "...то в коляске, то верхом, то в кибитке, то в карете, то в телеге, то пешком".
К перечисленным им средствам можно было бы добавить дрожки, возки и другие экипажи. Такое множество транспортных средств было уже в то далекое время. Что же говорить о наших днях! Сегодня дороги заполнены огромным количеством разнообразных автомобилей. По городу движутся автобусы, троллейбусы, трамваи, грузовики, легковые автомобили.
Современная жизнь сопряжена с
многочисленными ситуациями на дороге, где
люди выступают в качестве пешехода или
водителя. Характер отношений между ними
напрямую зависит от того, как они выполняют
правила дорожного движения.
Водители часто жалуются, что пешеходы
провоцируют возникновение дорожно-транспортных
происшествий, пешеходы, в свою очередь,
упрекают водителей в отсутствии культуры
вождения. Чаще всего в мирное время люди
гибнут на дорогах и улицах. Ежегодно в нашей
стране в дорожно-транспортных
происшествиях погибает 28-30 тысяч человек, 180
тысяч получают травмы.
Поэтому все важнее становится умение
правильно ходить по улицам и площадям.
Г. Вопросы
к рассказу учителя.
-
Что сигнализирует желтый цвет светофора?
-
Может ли пешеход переходить улицу на желтый
цвет светофора? Почему?
Д. Определение сложности дорожной
ситуации по картинкам-заданиям.
Задание 1:
пешеходы выходят на проезжую часть дороги,
которая закруглена и скрывает идущий по ней
транспорт. Возможен ли переход в этом месте?
Ответ:
в этом месте нельзя переходить дорогу.
Переход возможен только в установленном
месте.
Задание 2:
пешеход внезапно вышел на проезжую часть из-за
стоящего транспорта и создал аварийную
ситуацию. Где пешеход должен был переходить
улицу?
Ответ:
на дорогах, где большое движение транспорта,
переходить можно только в установленном
месте.
Физкультпауза.
Упражнение для мобилизации
внимания – под диктовку учителя;
Исходное
положение – стоя, руки вдоль туловища. 1-
правую руку на пояс. 2
– левую руку на пояс. 3 – правую руку на
плечо. 4 – левую руку на плечо.
5 – правую руку вверх. 6 – левую руку
вверх. 7-8 – хлопки
над головой.
9 – опустить левую руку на плечо. 10 –
правую руку на плечо. 11 – левую руку на пояс.
12 – правую руку на пояс. 13-14 – хлопки руками
по бедрам.)
Е. Закрепление изученного
материала
Кроссворд
на тему «Правила дорожного движения»
По
горизонтали:
3.
Техническое средство со световыми
сигналами, регулирующее дорожное движение.
5.Транспортное
средство, приводимое в движение мускульной
силой человека.
6.
Полоса земли, обустроенная для движения транспортных средств.
8.
Часть дороги, предназначенная для движения
пешеходов.
9.
Лицо, управляющее каким-либо транспортным
средством.
По вертикали:
1.
Важнейшее условие пребывания человека на
дороге.
4.
Одно из необходимых средств дорожного
сервиса.
7.
Предупреждающий знак вблизи детского
учреждения.
Ответы
к кроссворду:
По
горизонтали:
2. Пешеход. 3. Светофор. 5.
Велосипед. 6. Дорога. 8. Тротуар. 9. Водитель.
По
вертикали:
1. Безопасность. 4. Телефон. 7. Дети.
Оценочно-результативный этап урока.
1. Подведение итогов урока.
Учащиеся отвечают на вопросы:
мне было интересно на уроке, не очень
интересно, совсем не интересно (для этого
учитель предлагает три разных по цвету
карточки – красная, желтая, зеленая).
-
Я удовлетворен своей работой на занятии, не
очень удовлетворен, совсем не удовлетворен
(для этого учитель также использует
карточки).
2. Объяснение домашнего задания.
© Черенкова Наталья викторовна, 2007